действительный член РИА, проф., докт. техн. наук
==
Проблема импортозамещения существовала всегда: в советский период и в современной России. Но в советский период она решалась более успешно, так как шли по известному во всем мире пути, который в настоящее время хорошо демонстрирует Китай. Отраслевые союзные министерства закупали отдельные виды оборудования на базе которых, с учетом имеющихся отечественных конструкционных материалов и комплектующих, прикладными институтами разрабатывались аналоги, которые в дальнейшем совершенствовались с учетом отечественного опыта проектирования, изготовления и эксплуатации. Реализовывались и собственные достижения в науке и технике в целях импортозамещения.
После смены социального и экономического строя в 1991 г., высоких цен на энергоносители в последние 10-15 лет, хозяева и «эффективные топ-менеджеры» вертикально-интегрированных компаний, в том числе с государственным участием, воспользовались возможностью практически все покупать на Западе, чем не преминули немедленно заняться, тем более средств хватало. «В зобу дыханье сперло» от появившихся возможностей быть купцами. Забыли об отечественной прикладной науке, так называемом сейчас среднем и малом бизнесе, который выполняет проектные, конструкторские, научно-исследовательские и иные научно-технические работы. Он оказался не нужным, даже когда предлагает решать проблемы для их же предприятий. Зачем они, если все можно купить за рубежом. Теперь получить заказ на предприятиях вертикально интегрированных компаний участвуя в тендерах, можно лишь согласившись на кабальные условия. В частности, без авансирования с последующей оплатой через три месяца. Учитывая, что в стране такое отношение крупного бизнеса к отечественному интеллектуальному среднему и малому бизнесу, выбирать не приходится, вынуждены соглашаться, или закрывайся. Но откуда тогда возьмутся средства на развитие и создание высокотехнологичной продукции, в том числе, в целях импортозамещения? Для выполнения большинства проектных и конструкторских работ и НИР требуется ни один месяц, особенно если это проект на промышленный объект с прохождением Госэкспертизы. Требуются десятки миллионов рублей для выплаты зарплаты, налогов, поддержания деятельности организации, пока выполняется работа.
Отечественный крупный бизнес предпочитает развивать прикладную науку и промышленность за рубежом за счет средств вырученных от продажи энергоносителей и других видов сырья. Получается, что находясь и так в бесправном положении, предприятия среднего и малого бизнеса еще должны кредитовать вертикально-интегрированные компании, в том числе, с государственным участием. Любые законные возражения или обращения в суд еще больше усугубляют вину. Предприятие включают в «черный» список и оно уже никогда никакой работы в компании не получит.
На самом деле, малый и средний бизнес в России, о котором так много говорят чиновники, экономисты, политологи, депутаты Госдумы это в первую очередь торговля, причем в большинстве своем, товарами и продуктами импортного производства.
Но неожиданно для наших промышленных купцов закрыли за границей «магазин» и, неизвестно, на какой период. Хотя большинству здравых людей давно понятна складывающаяся геополитика в мире: лютые «друзья, партнеры и коллеги» веками мечтают о «сильной России». Для санкций рано или поздно все равно бы нашли повод.
Первые лица государства правильно говорят о необходимости импортозамещения зарубежной продукции. И это вполне возможно, если будут созданы необходимые условия для работы оставшегося в живых среднего и малого бизнеса, и не будет кабальных условий и диктата со стороны вертикально-интегрированных компаний, в том числе, с государственным участием. После 1991 г. все же не удалось полностью разрушить отраслевую науку, она жива. Но, по-видимому, это мало интересует тех, кто должен создавать условия для нормальной работы: законодательная власть, чиновники исполнительной и надзорной власти и наши топ-менеджеры, большинство которых известны умением создавать условия для своей личной жизни, имеют заоблачные зарплаты и спасительные «парашюты» после развала работы.
Если государство стремится сохранить свой суверенитет, т.е. независимость, то не требуется доказывать, что отечественный крупный бизнес должен развивать отечественную прикладную науку и машиностроение для решения проблем своих предприятий. Но государственников и патриотов из новых собственников на небосклоне российской экономики не видно.
Исходя из опыта 20-летней работы в должности директора научно-исследовательского и конструкторского института, в котором трудится четыреста сотрудников, для инновационного развития страны, в том числе для импортозамещения, представляется целесообразным решение следующих проблем.
1. Кредитование. Всем известно, что для инновационной деятельности (создание новых технологий и высокотехнологичных технических устройств) необходимо иметь свободные средства. При нынешней экономической ситуации в стране и сложившимися взаимоотношениями с крупным бизнесом, у большинства отраслевых институтов бывших различных министерств СССР и вновь образованных структур, занимающихся созданием новой техники, таких средств нет. Единственная возможность получить такие средства – это кредитование со стороны банков. Но при таких высоких кредитных ставках наших банков они становятся недоступными. Поэтому шансов для инновациионного развития, в том числе импортозамещения, пока будет такая политика, практически нет. Призывы и мантры не помогут. В то же время в 2013 году небольшая группа ведущих банков получили чистую прибыль более 600 млрд. руб. И, хотя, в последнее время, уже на высшем уровне поговаривают о необходимости снижения кредитных ставок, но воз и ныне там. Снижение ставок до разумных пределов позволило бы большему числу предприятий брать кредиты и, за счет платежей по кредитам большего количества предприятий, вполне возможно, что прибыль банков не снизится. Необходимо законодательно, хотя бы на 3-5 лет, установить кредитные ставки на уровне инфляции для среднего и малого бизнеса, выполняющего проектные, конструкторские, научно-исследовательские работы, инжиниринговые услуги и иные научно-технические работы.
2. Освободить средний и малый бизнес, выполняющий проектные, конструкторские, научно-исследовательские работы, инжиниринговые услуги и иные научно-технические работы от налогов сроком на 3-5 лет, кроме налогов с зарплаты. Причем, чтобы не было выплаты зарплаты в конвертах, к чему принуждает жизнь, зарплата должна контролироваться со стороны налоговой и трудовой инспекции и находится в пределах средней зарплаты сложившейся в регионе, в котором зарегистрировано предприятие. Потери будут небольшие, а выигрыш большой. Таким образом, интеллектуальный средний и малый бизнес сможет твердо встать на ноги, а не прозябать без средств на развитие. В настоящее время в научно-технической прикладной сфере занято чуть более 600 тысяч сотрудников, в то же время охранников в охранных агентствах более 700 тысяч.
3. Чтобы заставить собственников предприятий развивать отечественную науку разных уровней, необходим закон об обязательном финансировании НИР и ОКР, направленных на решение проблем предприятий. На предприятиях должны быть созданы фонды НИР и ОКР, хотя бы, в размере 0,5-1% от прибыли. Если предприятие не выделяет средства из этого фонда, то они автоматически, по окончании года, отчисляются в бюджет государства. В советское время на предприятиях и в министерствах создавались единые фонды развития науки и техники (ЕФРНТ). Такую практику хорошо бы было восстановить.
4. О взаимодействии крупных компаний, в том числе, с государственным участием, со средним и малым бизнесом. Нужен федеральный закон об авансировании проектных, конструкторских, научно-исследовательских работ, инжиниринговых услуг и иных научно-технических работ, выполняемых предприятиями среднего и малого бизнеса по договорам с заказчиками, с оплатой выполненных работ не позднее одного месяца после подписания актов приемки-сдачи работ. Необходимо еще отметить, что оплата одних и тех же работ для структур, которые входят в такие вертикально интегрированные компании в 1,5 – 1,8 раза выше, и они стабильно и своевременно финансируются, в отличие от подобных структур малого и среднего бизнеса, которые находятся в «свободном плавании». И как при таких условиях его развивать, к чему постоянно призывают руководители государства? А в структуру таких корпораций можно попасть только на условиях поглощения.Некоторые личные замечания по другим проблемам.
Об инфляции. По крайней мере, последние 10 лет борьбы с инфляцией монетарными методами при удачно сопутствущих высоких ценах на энергоносители и зависимости рубля от их цены показали, что такой способ имеет свои пределы, а снижение цены на нефть или какие — либо другие процессы, не имеющие отношения к экономике, приводят к снижению стоимости рубля и увеличению инфляции. Это, наконец, сообразили в ЦБ и отпустили рубль, дабы в пустую не «жечь» заначку государства. Может уже пришла пора пересмотреть «взаимоотношения» рубля и доллара с позиций геополитики. Кажется, что проблема на поверхности, для устойчивости рубля необходимо создавать производство и рынок собственных товаров, изделий и т.п. Но наши «выдающиеся экономисты и топ-менеджеры» результативность по этому направлению не демонстрируют. Создается впечатление, что у них своя «экономика», которая не имеет никакого отношения к экономике предприятий и структур, связанных с ними.
Об инвестиционных фондах. Созданные фонды, распределяющие средства, выделяемые из бюджета, характеризуются хорошей отчетностью и зарплатой сотрудников, однако результатов, которыми могла бы гордиться страна, нет. Так может снизить кредитные ставки и дать возможность получить средства тем, кто может что-то делать и отвечать за полученные кредиты?
Об образовании. Система школьного, среднего и высшего образования в СССР была одна из лучших в мире, что подтверждается успехами в науке и технике достигнутыми в советское время. Зачем проводятся реформы в системе образования, которые снижают уровень знаний?
О Санкциях. Может, наконец, санкции заставят наших «топ менеджеров» и тех, кому положено, заняться промышленной политикой, прикладной наукой, содействовать развитию отечественного промышленного производства и созданию рынка собственных товаров. Это снизит привязанность экономике к нефтяной и газовой игле и зависимость курса рубля от стоимости энергоресурсов и иных дуновений, о чем непрерывно говорится в течение 20 лет. Появился шанс и им надо правильно воспользоваться. Нужны долгосрочные программы развития с указанием достижения конкретных результатов, ответственных лиц, сроков и источников финансирования и, не смотря на рыночные отношения, это должно касаться и частных компаний занимающихся добычей и переработкой природных ресурсов. Из опыта общения с руководителями многих предприятий среднего и малого бизнеса знаю, что их сотрудники готовы создавать инновационные изделия, в том числе решать проблемы импортозамещения, но государство должно для этого создать условия.