Пухов Ан.Ал.
Туполев Ан.Ал.

Триста лет на троих
Памяти Алексея Андреевича Туполева (1925.05.20-2001.05.12), Владимира Александровича Андреева (1925.06.09-2008.10.17), Александра Сергеевича Шенгардта (1925.06.01-2020.09.04) посвящаем…

- Молодой инженер. Художник И.В.Космин (1882-1973)

Императорское московское техническое училище (ИМТУ) за свою почти двухсот летнюю историю пережило ряд преобразований. В начале прошлого века, после прихода к власти большевиков оно стало Московским высшим техническим училищем (МВТУ) с четырьмя факультетами: механическим, инженерно-строительным, химическим и электротехническим. На базе аэрогидродинамической, автомобильной и химико-технологической лабораторий были созданы всемирно известные научно-исследовательские институты: Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационных моторов (ЦИАМ), Научный автомоторный институт (НАМИ). В 1930 году из МВТУ были организованы новые технические ВУЗы: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Академия противохимической защиты и др. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию №617 от 27 июля 1989 года МВТУ им. Н.Э.Баумана было преобразовано в Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э.Баумана. Таким образом, для русской авиационно-космической нивы научно-техническая школа пользовалась, расширялась и преумножалась по сути имея единый источник практик и укладов. Самым ярким в этом деле стал ученик Н.Е.Жуковского А.Н.Туполев. Именно он сплотил вокруг себя в советское время лучших выпускников МВТУ для создания самой эффективной авиации страны. Конечно он мечтал, что бы его дети стали достойными помощниками в его делах.
В московском родильном доме имени Г.Л.Грауэрмана на Б.Молчановке (позже пр. Калинина и Новый Арбат, дом №7) 20 мая 1925 года появился на свет Алеша Туполев. Счастливые родители Андрей и Юлия Туполевы тогда ютились в общежитии студентов Московского института инженеров транспорта в здании древнего Апраксинского дворца (Дом-комод) в центре Москвы на ул. Покровка, д.22. Позднее они перебрались к матери Юлии на ул. Каляевскую (до 1877 ул. Новослободская, после 1992 ул. Долгоруковская) д.29, где и прошло детство Алексея. Летом семья Туполевых выезжала на дачу, место для которой в свое время помог выбрать известный художник И.В.Космин (1882-1973) с которым А.Н.Туполев познакомился еще в 1919 году (они вместе лечили легкие на юге и дружили всю жизнь). Если ехать от Москвы по казанской железной дороге, дача Туполевых была по левую руку, в поселке Ильинский (улица КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи), д.41). По соседству находились дачи В.М.Петлякова (на ул. Льва Толстого) и П.О.Сухого (на ул. Шоссейная). Сосновый лес, Ильинский пруд, речка — все это было в распоряжении Алексея и его старшей сестры Юлии. Скромную, но уютную деревянную дачу старший Туполев выстроил по своему укладу, с несомненным вкусом и при участии любимой жены Юлии. Впоследствии, уже в конце 1940-х годов дача сгорела, и Туполевы перебрались по зову П.Л.Капицы (1894-1984) в новое место Подмосковья — на Николину гору.
Как положено детям из семей значимых лиц Советского государства учиться Алеша начал в образцовой школе №25 (Старопименовский переулок, д.5). В этой школе вместе с детьми из простых семей учились дети партийных лидеров, дипломатов, военных, актёров, писателей, глав иностранных коммунистических партий. Так школьными друзьями Алексея стали дети Сталина; Светлана (1926-2011) и Василий (1921-1962), дочь В.М.Молотова Светлана (1929–1989), внучки А.М.Горького Пешковы: Марфа (1925-2021) и Дарья (1927-2023), сын Л.П.Берии Серго (1924-2000) и многие другие. Директором школы была прославленный педагог Нина Иосафовна Гроза (1894-1963). Именно она вместе с завучем Алексеем Семёновичем Толстовым и помощником Лидией Петровной Мельниковой поддерживала поистине образцовый уровень знаний и дисциплины учащихся. Преподавателями 25 Образцовой школы были сильнейшие педагоги СССР: по математике Ю.О.Гурвиц, по русскому языку и литературе А.В.Яснопольская и П.А.Шевченко, по физике Н.И.Белогорская, по физкультуре Е.М.Новиков. Особенно сильно в школе Алексей сблизился с Володей Андреевым (кличка Андрей), который в элитную школу попал по разнарядке из простого народа и жил по соседству со школой. Ребята вместе проводили практически все свободное время: ходили в кино, занимались спортом, устраивали вечеринки, занимались авиамоделизмом. Учеба им давалась легко и домашнее задание, которое всегда делалось на 100% много времени не отнимало. Эти детские игры переросли в дальнейшем в серьезную мужскую дружбу, которая продлилась всю жизнь, и особенно ярко она выражалась не только в радостях, но и в критических ситуациях. Так, когда отца Алексея, признанного и известного на всю страну главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, формировавшего стратегические направления развития советской авиации, науки и техники А.Н.Туполева 21 октября 1937 года арестовали по ложному обвинению, и Алексей в один момент стал «сыном врага народа», от него отвернулись все друзья-товарищи и его исключили из образцовой школы №25, показательно перед шеренгой учеников сорвали пионерский галстук, у него остался только один друг – Володя Андреев, и некоторое время Алексей даже жил в семье Володи. Дело в том, что мать Алексея Юлию Николаевну (1894-1962) так же арестовали через неделю после ареста отца. Ее допрашивали шесть раз, добиваясь признания в антисоветской деятельности мужа, но никаких показаний она не дала и с конца апреля 1939 года вызывать на допросы ее перестали, а освободили только в ноябре 1939 года. В январе 1941 года сестра Алексея Юля вышла замуж за Владимира Вуля (1920-2012), с которым она познакомилась еще в 1937, когда они вместе носили передачи своим арестованным отцам. В лице В.М.Вуля Алексей получил и нового родственника, и надежного товарища, и наглядный пример для подражания.
Начало войны, возвращение 19 июля 1941 года отца Алексея из тюрьмы и эвакуация в начале августа 1941 года вместе с заводом №156 в Омск разлучили Алексея с Володей Андреевым, который остался с мамой и сестрой в осажденной Москве.
В Омске семья Алексея близко познакомились и сошлись с семьей летчика А.В.Ляпидевского (1908-1983). Знакомы они были с 1934 года, когда Ляпидевский на самолете АНТ-4 вывез из лагеря челюскинцев всех женщин и двух детей и первым получил звание Героя. Теперь Ляпидевский был назначен в Омск «особым Уполномоченным Наркомата авиационной промышленности по организации и пуску заводов» и до сентября 1942 года был директором омского завода №156, но потом все-таки добился отправки на фронт. Семья Туполева на первое время остановилась на квартире А.В.Ляпидевского. Жены: Юлия Николаевна и Ирина Александровна сблизились вокруг общих хлопот и непростых бытовых условий на новом месте. Их объединял и глубокий интерес к русской литературе и музыкальной культуре, и семейные хлопоты. Сюда, в Омск, был эвакуирован и театр Вахтангова. Близкий друг и помощник А.Н.Туполева А.А.Архангельский (1892-1978), водивший дружбу со многими актерами, не раз доставал билеты и приглашал Туполевых и Ляпидевских вместе в театр.
В Омске А.Н.Туполев водил сына и зятя на охоту, хотя они никогда не были страстными охотниками. Охотились обычно «по перу» на утку и вальдшнепа. Андрей Николаевич стоял «на тяге», довольно метко стрелял, обычно убивая за охоту не более одной-двух птиц. Алексей и Владимир особенно любили вечерние охотничьи привалы у костра, то время, когда усталые и голодные люди уютно устраиваются друг возле друга, предвкушая специально приготовленный перекус и согревающую выпивку. Как и большинство своих друзей Алексей тогда совмещал учебу в школе с работой в ОКБ и на заводе. В последствии 25.07.1947 «за доблестный и самоотверженный труд в период Великой отечественной войны 1941-1945» был награжден медалью.
Когда в 1943 году вместе с заводом №156 Алексей вернулся в Москву, Володя Андреев уже начал учебу в Московском авиационном институте (МАИ), поэтому Алексей вместе с Владимиром Вулем учились на курс младше него. Учеба в МАИ для них стала продолжением работы в ОКБ А.Н.Туполева, которую они начали еще в эвакуации. Их студенческими друзьями стали и Сергей Капица, и Генрих Новожилов, и Лев Лановский, и Арсик Рафаэлянц (дочь главного конструктора А.Н.Рафаэлянца), и Галя Андреева (дочь парторга завода №166 Н.Н.Андреевой), и другие. Это была золотая молодежь, которая умела быть на острие передовых увлечений и знаний. Большинство из них институт окончили с красными дипломами. В институте Алексей стал серьезно заниматься спортом. Его наставниками стали новые друзья: Сергей Комаров (в последствии знаменитый в 1960-х годах легкоатлет, автор ряда рекордов) и Валентин Ковалевский. Комаров Сергей Викторович (1922-2000) увлек Алексея в серьезный спорт. Для обучения друга игре в большой теннис он познакомил его с Ниной Николаевной Лео (1913-2002), мастером спорта СССР (1949), которая смогла довести игру своего подопечного до весьма заметных успехов. Надо сказать, что тогда при ОКБ существовало несколько спортивных секций (теннис, волейбол, баскетбол, футбол, водные лыжи, шахматы и пр.), так вот Алексей Андреевич почти никогда там не появлялся, так как играл уже на уровне мастеров. Играл он в основном с теми же друзьями С.В.Комаровым, с Г.В.Новожиловым, В.А.Андреевым, В.Н.Бендеровым и соседом по даче Р.А.Беляковым. Всегда одержимый и напористый Валентин Алексеевич Ковалевский (1929-1996) нравился Алексею своей скрупулезностью во всем: в учебе, в спорте (он стал чемпионом СССР по стендовой стрельбе 1963 года), в решении инженерных задач (он был первоклассным расчетчиком летных характеристик первых тяжелых сверхзвуковых беспилоток) и в организации досуга, в частности охоты или рыбалки. Во время студенческих вечеринок Алексей встретился со своей будущей женой — Маей Александровной Адамовой (1927.01.30-2012.12.04), которая своим обаянием и красотой пленила все семейство Туполевых, и стала на долгие годы и помощницей А.Н.Туполева, и хорошей невесткой для мудрой Юлии Николаевны, и заботливой женой для Алексея Андреевича, которому родила двух долгожданных детей: Андрея (1961) и Татьяну (1963). Долгожданных, потому, что сестра Алексея Юля родила дочку Юлю еще в 1946 году.
После окончания МАИ (1949) с красным дипломом А.А.Туполев и В.М.Вуль вновь приступили к работе в ОКБ А.Н.Туполева (ОКБ-156), но уже в качестве инженеров-конструкторов. Алексей Андреевич был распределен в бригаду проектов Б.М.Кондорского. Борис Михайлович Кондорский (1888-1972) был соратником и близким товарищем А.Н.Туполева с самого начала его конструкторской деятельности в ЦАГИ. Его отец — Михаил Константинович Кондорский был земским врачом и в 1919 году спас А.Н.Туполева от смерти; в своей клинике (московская усадьба Высокие горы на Земляном Валу д.53) он сделал гибнущему молодому человеку резекцию легкого, что позволило остановить болезнь, и Туполев чудом выжил и прожил до 84 лет. Сын М.К.Кондорского Борис был профессиональным художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и Туполев приспособил его для рисования своих самолетов. Начиная с АНТ-1 и вплоть до Ту-144 первоначальные облики самолетов под управлением Туполева рисовал Б.М.Кондорский. С приходом Алексея в бригаду проектов ее стали называть «Кондорский и сыновья»: Леша Туполев, Юра Черемухин, Гена Стерлин, Андрей Кандалов (отчим Г.С.Френкель (1902-1947)) и др. С начала 1948 года Б.М.Кондорский усиленно занимался компоновкой самолета «74» (реактивный Ту-2) с двумя поршневыми двигателями и третьим реактивным. Алексей Андреевич практически с осевой линии участвовал в проработке компоновки самолета «88» (Ту-16) с двумя ТРД и придумал свой вариант (талию) с размещением двигателей у борта фюзеляжа за вторым лонжероном крыла. После обсуждения у Генерального конструктора эта компоновка была принята бригадой технических проектов С.М.Егера (1914-1987) для дальнейшей разработки. Эскизный проект самолёта был утверждён 5 июля 1951 года. За весомый вклад в проектирование и разработку самолета Ту-16 и Ту-104 Алексей Туполев был отмечен «Знаком почета» (12.07.1957).
Научным руководителем своих исследовательских работ А.А.Туполев выбрал инженера-конструктора, создателя легендарного самолета У-2 (По-2), доктора технических наук, профессора, декана и заведующего кафедрами в двух московских авиационных институтах Зонштайна Семена Иосифовича (1898-1978), который помог ему стать профессиональным исследователем и ученым. Через год после окончания аспирантуры в 1952 году А.А.Туполев защитил перед Ученым советом МАТИ кандидатскую диссертацию, а в 1966 году там же блестяще защитил докторскую диссертацию по методологии проектирования сверхзвуковых пассажирских самолетов. Одним из способных учеников С.И.Зонштайна стал и Александр Шенгардт, пришедший в феврале 1948 в каркасную бригаду Ф-2 ОКБ А.Н.Туполева после окончания с красным дипломом Московского авиационно-технологического института (МАТИ). Александр и Алексей со временем стали и коллегами, и единомышленниками, и друзьями. У Алексея Туполева был непритязательный вкус: ему вполне достаточно было самого лучшего. В отличии от идейно беспартийного отца, Алексей верил в коммунистические идеалы и достаточно рано вступил в ряды КПСС, и оставался коммунистом вопреки всему до самого конца. А.А.Туполев был депутатом Совета национальностей 9 (1974), 10 (1979) и 11 (1984) созывов.
24 апреля 1958 было создано Общество советско-болгарской дружбы председателями которого стали от СССР Генеральный конструктор А.Н.Туполев, а от Всенародного комитета болгаро-советской дружбы председатель Цола Драгойчева (1898-1993). Алексей Андреевич активно помогал отцу в налаживании дружеских связей, и в рамках официальных встреч, и в неформальной обстановке, он неоднократно встречался с руководителями Болгарии (Т.Живков), а после 1972 стал председателем Общества от СССР.
В 1956-1957 годах в ОКБ А.Н.Туполева для разработки комплексов беспилотных летальных аппаратов был создан отдел «К» (комплексы), который тогда вполне естественно возглавил молодой А.А.Туполев. По этому случаю был организован пир. Были приглашены только самые близкие, поэтому накрыть пришлось в большом зале столовой ОКБ. На стенах красовались плакаты типа: «Верное средство победить соблазн – это придаться ему…». Все веселились от души, и даже уговорили В.А.Андреева исполнить А.Вертинского (он знал его наизусть почти всего и исполнял весьма похоже и темпераментно). В тот вечер Владимир Александрович рассказал Алексею Андреевичу, о том, как навестил своего опального школьного друга Василия Сталина в тюрьме… Владимир Александрович Андреев был на двадцать дней младше Алексея Андреевича, поэтому любил повторять в шутку, что: «от Великого до Смешного всего двадцать дней…». 15-27 сентября 1959 в составе советской Правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым, А.А.Туполев среди многих других официальных лиц на самолете Ту-114 посетил США.
Постановлением Совета Министров №1145-519 от 23 сентября 1957 года ОКБ-156 было поручено создать беспилотный ударный самолёт Ту-121 (изделие «С») для поражения стратегических целей на дальностях до 4000 км с выходом на лётные испытания в конце 1958 года. Для Ту-121 в ОКБ-300 С.К.Туманского (1901-1973) был создан специальный малоресурсный турбореактивный двигатель с форсажной камерой КР-15-300. Впервые в практике ОКБ-156 А.А.Туполев параллельно с разработкой самолёта вел подготовку наземного комплекса и полётной трассы в безлюдных районах страны для проведения испытаний. Первый лётный образец Ту-121 был готов к лету 1959 года, на испытательной базе ОКБ-156 во Владимировке начались лётные испытания. Второй экземпляр Ту-121 достиг расчётной скорости на маршевом участке 4 декабря 1959 года. На базе самолёта-снаряда Ту-121 был создан разведывательный БПЛА Ту-123 «Ястреб-1», а затем и БПЛА Ту-141 «Стриж», Ту-143 «Рейс» и Ту-243 «Рейс-Д». Так началось становление А.А.Туполева как главного конструктора и организатора работ. 22 июля 1966 Алексей Андреевич был награжден орденом Трудового красного знамени за успешное создание специальных беспилотных комплексов. Весной 1962 года в отдел «К» пришел молодой и шустрый выпускник МАИ с красным дипломом Александр Пухов. Александр Леонидович Пухов (1939-2023) под руководством отца и сына Туполевых стал весьма эффективным инженером-конструктором, компоновщиком сверхзвуковых самолетов Ту-22М, Ту-144 и Ту-160 и гиперзвукового Ту-2000. В 1990-е он стал Руководителем и Главным конструктором международной летающей лаборатории Ту-144ЛЛ, а с 2000-2010 годы (до ухода на пенсию) работал главным конструктором Ту-22М3. В 2012 году А.Л.Пухов написал первую и пока единственную монографию об Алексее Андреевиче Туполеве.
В семье Алексея Андреевича пришлось много перемен на начало шестидесятых. Это был и новый уклад загородного отдыха, и смена проживаний в Москве, и уход из жизни матери Алексея. После пожара в Ильинке и полного уничтожения привычного места отдыха (случайно или с целью запугать беспартийного конструктора осталось неизвестным) к 1955 году был выстроен новый (каменный) дачный дом на Николиной горе. В 1962 году после двух инфарктов умерла Юлия Николаевна. В 1963 семья поменяла московский адрес: из Костянского переулка д.10 переехали в Леонтьевский д.15. В туполевской семье всегда с любовью относились к животным. В.М.Вуль рассказывал про большого пушистого сибирского кота по кличке Пушок. Во время обеда этот кот, имевший свой стул и боданием изгонявший пытавшегося устроиться на нем незадачливого гостя, безошибочно чувствуя, кто в доме хозяин, садился рядом с Андреем Николаевичем и ждал, когда тот незаметно сдвинет к краю тарелки предназначенное для Пушка угощение. Кот был опытен, а оттого терпелив. Он понимал, что это лишь первая часть представления. Вторая состояла в том, что надо было дождаться, когда выйдет из-за стола Юлия Николаевна, не позволявшая коту хозяйничать на столе. Иногда Юлия Николаевна нарочно оставалась за столом и, обращаясь к коту, говорила: «Ну, что будешь делать?» Пушок, терявший остатки терпения, щурил глаза, прижимал к голове уши и, урча, словно извиняясь, резким движением лапы выхватывал из тарелки угощение, точно отправлял его на пол, и бесшумно отправлялся следом… Вообще соседи по Николиной горе сильно украшали жизнь Туполевых. Соседство с семями: А.А.Микулина (1895-1985), А.А.Вишневского (1906-1975), Д.Н.Полубояринова (1899-1975), С.В.Кафтанова (1905-1978), П.Л.Капицы (1894-1984), Б.Н.Ливанова (1904-1972) давало богатую почву для живого и непринужденного общения лучших среди равных.
Одной из интересных страниц жизни А.А.Туполева стала его работа по выведению в широкую жизнь аэросаней АС-3, которые в инициативном порядке разработала в ОКБ молодежная бригада под началом Глеба Махоткина. Глеб Васильевич Махоткин (1930-1991), сын знаменитого полярного летчика, попавшего вод репрессии и реабилитированного лишь в 1956 году, попал в ОКБ А.Н.Туполева после работ в СибНИА с Р.Л.Бартини. Андрей Николаевич заметил молодого инженера, и разрешил ему с ребятами поработать над аэросанями нового поколения, так как сам некогда рьяно этим занимался. Алексей Андреевич, так же с интересом активно поддержал эту самодеятельность. Используя свои дружеские отношения Юрием Леонидовичем Брежневым (1933-2013), он рассказал при случае его отцу — Главе государства, о возможности охоты и рыбалки, «не выходя из кабины». Тогда еще очень даже активный Генсек попросил изготовить для него несколько таких аэросаней, и даже сам принял участие в ходовых испытаниях. В результате аэросани АС-3 получили серийное производство (изготовлено не менее 800 ед.) и одно время были единственным средством сообщения в глухих районах Севера и Сибири.
Судьбоносной стала для А.А.Туполева работа по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), получившего обозначение Ту-144. В июле 1963 года вышло два руководящих документа: Постановление Совета Министров СССР №798-271 от 16 июля 1963 года и Приказ МАП №276 от 26 июля того же года. ОКБ А.Н.Туполева поручалось спроектировать и построить СПС с крейсерской скоростью полета 2700 км/ч, практической дальностью полета на сверхзвуке с 100 пассажирами в 4500 км. Через пять лет напряженной работы ОКБ А.Н.Туполева 31 декабря 1968 года Прототип самолета Ту-144 взлетел в ЖЛИиДБ (командир воздушного судна Э.В.Елян, второй пилот М.В.Козлов). Первый раз А.А.Туполев вместе с отцом презентовал общественности новый самолет уже 13 июня 1969 года в Шереметьево. После большой испытательной программы следующий показ самолета в Шереметьево был 16 мая 1971 года. 23 мая состоится первый зарубежный полет опытного Ту-144 в Прагу, а с 25 мая по 8 июня 1971 года главный конструктор демонстрировал первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет на авиационном салоне в Ле Бурже.
Предсерийный самолет Ту-144 (бортовой номер 77101) взлетел 1 июля 1971 года, Первый серийный Ту-144 производства Воронежского авиазавода (бортовой номер 77102) с двигателями НК-144А взлетел 29 марта 1972 года (командир воздушного судна М.В.Козлов, второй пилот А.И.Вобликов). 26 апреля 1971 Алексей Андреевич за успехи в создании Ту-144 был награжден орденом Ленина, а 22 сентября 1972 Золотой звездой Героя социалистического труда и орденом Ленина. Первого ноября 1977 года в СССР начались регулярные пассажирские перевозки на Ту-144 по трассе Москва-Алма-Ата.
В конце осени 1972 года Андрей Николаевич простудился. Несколько дней он лежал дома, потом на даче на Николиной горе, затем, по настоянию дочери Юлии, был определен в больницу МПС в Покровском-Стрешневе. Вечером 22 декабря 1972 года, когда проведать его пришли Алексей и Юлия, они долго разговаривали о будущем. Андрей Николаевич мечтал о том, что хорошо бы поехать всем вместе на дачу, собраться у стола… Поехать летом в санаторий в Крым, в его любимую Нижнюю Ореанду, встретить там старых знакомых… Отдохнуть… Дети ушли поздно вечером, обещали обязательно прийти завтра, а в ночь на 23 декабря 1972 года Андрея Николаевича не стало. Он был похоронен на видном островке Новодевичьего кладбища в Москве отдельно от любимой жены Юлии.
Вскоре после похорон Андрея Николаевича Туполева при поддержке Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева (1906-1982), министра обороны страны Д.Ф.Устинова (1908-1984) и министра авиационной промышленности П.В.Дементьева (1907-1977) на должность Генерального конструктора крупнейшего ОКБ страны был назначен Алексей Андреевич Туполев.
Начале 1970-х годов для ОКБ А.Н.Туполева стало временем естественного ухода ряда ключевых авиационных деятелей, пошла смена первого поколения ведущих специалистов ОКБ. Новой плеядой вокруг Генерального конструктора А.А.Туполева стали главные конструктора и руководители подразделений второго поколения: В.М.Вуль, А.И.Кандалов, Ю.Н.Попов, В.Н.Бендеров, В.И.Близнюк, Г.А.Черемухин, А.Л.Пухов, Л.А.Лановский, А.С.Шенгардт, В.А.Андреев, Г.М.Гофбауэр, В.А.Ковалевский, Ю.В.Воробьев, В.В.Садков, Пешехонов Б.А., С.А.Вигдорчик, А.В.Сахаров, Н.В.Кирсанов, Д.А.Антонов, Б.Е.Леванович, В.М.Дмитриев, В.Т.Климов, А.П.Ганушкин, А.С.Кочергин, В.В.Сулименков, И.Б.Гинко, Г.В.Махоткин, В.И.Гониодский, В.А.Вишневский, А.В.Бабочкин, В.И.Бородько, Д.А.Горский, А.С.Благовещенский, М.В.Ульянов, С.П.Авакимов, В.Н.Поклад и многие другие. В этот период в ОКБ проводилась большая работа по созданию боевых самолетов всего семейства Ту-22, развертывание работ по самолету Ту-160 и модернизации летающего парка дальних турбовинтовых Ту-95. Параллельно велась большая работа по гражданским самолетам: серийное производство самолета Ту-134, проектирование самолетов Ту-154 и Ту-144. С 1973 года молодой ответственный руководитель предприятия и Генеральный конструктор, доктор технических наук А.А.Туполев, старался полностью сохранить все фирменные традиции как в ОКБ, так и в стране — его высший статус во внешних организациях, в первую очередь в Министерстве обороны и Министерстве промышленности страны. Теперь наряду с разработкой серийного сверхзвукового Ту-144 он стал активно заниматься совершенствованием летных данных многорежимных ракетоносцев Ту-22М2 и Ту-22МЗ, стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС и внедрением в эксплуатацию самого массовых советских пассажирских реактивных самолетов Ту-154Б и Ту-134. Он понимал, что внедрение в эксплуатацию нового сверхзвукового Ту-144 требовало от гражданской авиации СССР новых усилий: усовершенствования существующих аэропортов, систем Управления воздушным движением, диспетчерского оборудования, уровня технического обслуживания. Похожая ситуация складывалась, когда внедрялись пассажирские самолеты с реактивными двигателями. Но тогда был жив А.Н.Туполев и в стране хватило политической воли и настойчивости в реализации решений. А в новых условиях министр гражданской авиации маршал авиации Б.П.Бугаев (1923-2007), когда-то активный сторонник внедрения реактивной авиации, при содействии своего заместителя Ю.Г.Мамсурова (1918-2004), сделали все, чтобы свернуть эксплуатацию излишне хлопотного сверхзвукового пассажирского самолета. Регулярная эксплуатация Ту-144 в «Аэрофлоте» была остановлена самим А.А.Туполевым после тяжелой катастрофы под Егорьевском первой дальней серийной машины Ту-144Д (77111) с новыми двигателями РД-36-51. За полгода разобрались в причинах, мотористы устранили дефекты, а туполевцы доработали системы, но возобновить регулярные перевозки А.А.Туполев сам уже не смог. Страна изменилась, и вся программа создания этого выдающегося сверхзвукового пассажирского самолета была заморожена навсегда.
С середины 1970-х более семисот предприятий и организаций авиапрома СССР, смежных с ним отраслей под техническим руководством А.А.Туполева работали над реализацией проекта дальнего стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. Генеральный конструктор сумел организовать весь коллектив его ОКБ на разработку уникального самолета по вложенным в его компоновку, конструкцию, системы передовым технологиям. Усилия лучших ученых отраслевых институтов и туполевцев, и лично Алексея Андреевича увенчались результатом. Страна получила великолепный боевой авиационный комплекс, и в настоящее время остающийся лучшим в мире, составляющий главную ударную мощь Дальней авиации Российской федерации. 21 мая 1975 Алексей Андреевич был награжден третьим орденом Ленина.
Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1973 года предусматривало: присвоение ОКБ (Московскому машиностроительному заводу «Опыт») имени А.Н.Туполева; присвоение имени А.Н.Туполева Казанскому авиационному институту (КАИ); переименование одной из улиц Москвы в улицу академика А.Н.Туполева; установку на территории ММ3 «Опыт» бюста, а на здании — мемориальной доски А.Н.Туполева; установку памятника А.Н.Туполеву на Новодевичьем кладбище; принятие предложения Академии Наук СССР об утверждении медали имени А.Н.Туполева, присуждаемой Президиумом АН СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники один раз в четыре года; поручение Калининскому облисполкому об установлении мемориальной доски на здании Калининского медицинского института, в котором ранее размещалась Тверская мужская гимназия, где учился А.Н.Туполев, и присвоении одной из улиц города Кимры наименования «улица академика А.Н.Туполева».
Исполнительный комитет Московского городского Совета депутатов трудящихся своим решением 14 сентября 1973 переименовал Разумовскую и Салтыковскую набережные реки Яузы в «набережную академика А.Н.Туполева». 11 ноября 1975 года А.А.Туполев в торжественной обстановке в присутствии министра авиапромышленности П.В.Дементьева и других официальных лиц открыл мемориальную доску с барельефом А.Н.Туполева на полукруглой части здания КОСОС (угол набережной академика А.Н.Туполева и улицы Радио). Доска изготавливалась в студии скульптора В.Е.Матросова (архитектор проекта установки С.И.Кулев). 18 августа 1976 года по поручению Президиума АН СССР первую золотую медаль имени академика А.Н.Туполева А.А.Туполев вручил семье П.О.Сухого, которому она была присуждена 25 декабря 1975 года. 4 ноября 1978 года министр авиационной промышленности В.А.Казаков и А.А.Туполев открыли памятник А.Н.Туполеву на Новодевичьем кладбище. 10 ноября 1978 года в Малахитовом зале ОКБ под председательством А.А.Туполева состоялось торжественное собрание, посвященное 90-летию со дня рождения А.Н.Туполева. с вручением дипломов победителям научно-технического конкурса имени А.Н.Туполева в ознаменование его юбилея. Среди награжденных были И.М.Гофбауэр, Н.Н.Зайцев, Н.Т.Козлов, Я.А.Лившиц, Г.В.Махоткин, А.С.Прытков и многие другие сотрудники ОКБ. 7 сентября 1979 года в городе Кимры на Майской площади А.А.Туполев открыл бронзовый бюст А.Н.Туполева. 9 сентября 1980 года на территории ЖЛИиДБ перед административным корпусом установили бронзовый бюст А.Н.Туполева.
В конце 1970-х А.А.Туполев добился начала экспериментальных работ по применению альтернативных видов топлива в авиации. Коллектив во главе с президентом Академии наук СССР академиком А.П.Александровым (1903-1994) разработал всесоюзную программу научно-исследовательских работ, куда был включен раздел «Водородная энергетика». 6 марта 1979 года вышло Решение Государственной Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам №55, которым были определены конкретные сроки и задачи по созданию в ОКБ А.А.Туполева летающей лаборатории (Ту-155) и план проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по криогенной тематике. Алексеем Андреевичем была сформирована и защищена научно-исследовательская программа создания первого экспериментального самолета Ту-155 на криогенных видах авиатоплива (сжиженный водород, сжиженный природный газ (СПГ)). Исследовательские задачи уточнялись и расширялись: Решения ВПК №280 от 27.08.81, №392 от 28.10.86, №218 от 10.06.88. Работы по изучению возможности применения в авиации сжиженного природного газа были заданы Постановлением Совета Министров СССР №1041 от 28.08.86 года. Заместителем главного конструктора по экспериментальному самолету Ту-155 А.А.Туполев назначил В.А.Андреева (1925.06.09-2008.10.17). Экипаж Заслуженного лётчика-испытателя СССР В.А.Севанькаева (1935-2004) выполнил 15 апреля 1988 года первый полёт Ту-155 с двигателями НК-88 (правый) и НК-8-2. Первый испытательный полёт на СПГ был совершён 18 января 1989 года. Всего было выполнено 5 полетов на сжиженном водороде и 39 полетов (в том числе зарубежных) на СПГ, установлено 14 мировых рекордов.
26 декабря 1984 года А.А.Туполев был избран действительным членом Академии наук СССР (отделение механики и процессов управления, специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение»). В 1988 году А.А.Туполев обратился с письмом к председателю Комиссии Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-40-х и начала 1950-х годов А.Н.Яковлеву (1923-2005) с просьбой ознакомиться с делом своего отца. Чтение старых протоколов допросов с клеветой на отца его товарищей и соратников не ранило Алексея Андреевича так больно, как доносы других товарищей, которых не мучили в тюрьме, а которые просто сводили счеты с опальным Главным инженером Главного управления авиационной промышленности.
А.А.Туполев принимал непосредственное участие в подготовке десятков и сотен первоклассных авиационных специалистов. Без отрыва от основной деятельности Алексей Андреевич вел большую преподавательскую и научную работу в МАИ, в 1978-1985 годах был профессором, заведующим кафедрой МАТИ, которую в свое время создавал его учитель С.И.Зонштайн.
Работы ОКБ А.А.Туполева по тематикам самолетов Ту-144, Ту-22М3, Ту-160 и по Ту-155 создали уникальный научно-технический задел для создания гиперзвуковых многоразовых летательных аппаратов. Начатые в конце 1980-х годов работы по Ту-2000 были прерваны распадом СССР.
При Генеральном конструкторе А.А.Туполеве в области гражданской дозвуковой тематики практически непрерывно велись работы по поиску наиболее экономичных и эксплуатационно-пригодных компоновок самолетов с новыми реактивными двигателями высокой двухконтурности. Главным конструктором семейства самолетов Ту-154 в 1975 году А.А.Туполев назначил А.С.Шенгардта (1925.06.01-2020.09.04). Александр Сергеевич организовал и провел колоссальную работу по опыту эксплуатации, что стало основой для прорабатывавшихся конструктивных решений и позволило существенно улучшить экономику перевозок на Ту-154. Была создана его модификация Ту-154М с новыми двигателями Д-30КУ. В результате совместного напора ЦАГИ и ОКБ у А.А.Туполева появилась возможность реализации проработанных идей в проекте самолета Ту-204 с современными двигателями ПС-90, который должен был отвечать требованиям эксплуатации XXI века. Главным конструктором семейства самолетов Ту-204/334 А.А.Туполев назначил Л.А.Лановского (1927.01.07-2015.03.18). Выбор параметров самолета Ту-204 и его младшего брата Ту-334, позволивших создать семейство его модификаций, призванных стать самыми массовыми, доходными и экологически чистыми гражданскими самолетами страны, является крупной заслугой А.А.Туполева и руководимого им коллектива. 27 апреля 1996 года А.А.Туполев утвержден академиком Академии наук авиации и воздухоплавания. В 2000 году А.А.Туполев, Л.А.Лановский и Г.А.Павловец (1939-2010) за комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокоэффективного среднемагистрального самолёта Ту-204 стали лауреатами премии А.Н.Туполева. Последней крупной работой А.А.Туполева стала международная программа исследований возможностей создания высокоэффективного сверхзвукового транспорта. АНТК им А.Н.Туполева суждено было сыграть в этих исследованиях ключевую роль, и во многом это было заслугой Алексея Андреевича Туполева. Всегда было важно даже не то, что он делал сам, а то на что он направлял деятельность других. После успешного завершения работ по Ту-144ЛЛ в 1999 году американцы в очередной раз на время отказались от своих планов по созданию сверхзвукового пассажирского транспорта.
Туполев Алексей Андреевич Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, имевший три орденами Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», скончался 12 мая 2001 года после продолжительной тяжелой болезни. Похоронен в Москве в старой части Новодевичьего кладбища, рядом с матерью.

1935 И.И.Сидорин с племянником и Алексей Туполев с отцом А.Н.Туполевым в Пушкино

- Андрей Николаевич и Алексей Андреевич Туполевы в МАИ

- Руководитель отдела «К» А.А.Туполев с ведущими специалистами. 1-ый ряд: Кандалов Андрей Иннокентьевич, Сахаров Борис Викторович, Сахаров Виктор Пантелеймонович, Туполев Алексей Андреевич, Николай Титович Козлов, Александр Абрамович Капитановский, Нина Васильевна Черкасова (Корнеева). 2-ой ряд: Шумилов Владимир Иванович, нез., нез., Бабурин-Бельчиков Ким Николаевич, нез., нез., Свирский Соломон Вениаминович, нез., нез. 3-ий ряд: Ловцов Анатолий Сергеевич, нез., Стерлин Геннадий Александрович, нез., Улубеков Фарид, Орлов, Козловский В., Кувшинова Галина Тимофеевна, Холопов Евгений Иванович, Близнюк Валентин Иванович, нез., Малышев Валентин Всеволдович, Климов Валентин Тихонович. 4-ый ряд: нез., Шашкин Нинел Федосеевич, нез., Кочергин Александр Сергеевич, Гофбауэр Георгий Михайлович, Андреев Владимир Александрович, Черемухин Георгий Алексеевич.

1969 Андрей Алексеевич, Андрей Николаевич и Алексей Андреевич Туполевы

- Андрей Николаевич и Алексей Андреевич Туполевы в ЖЛИиДБ на первом вылете Ту-144

- А.С.Шенгардт, А.А.Туполев и Л.А.Лановский докладывают свои предложения развития гражданского авиационного транспорта в СССР

- А.Г.Братухин, А.А.Туполев, Л.А.Лановский, И.В.Нижегородов на первом вылете серийного Ту-204 в Ульяновске.
Туполев Алексей Андреевич (20.05.1925-12.05.2001). советский и российский авиаконструктор и ученый, доктор технических наук (1966), действительный член АН СССР (1984), лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда. Родился в Москве в семье авиаконструктора А.Н.Туполева. Трудовую деятельность начал во время войны в ОКБ А.Н.Туполева (1942). После окончания МАИ (1949) работал последовательно инженером-расчетчиком, ведущим конструктором, начальником отдела, зам. Главного конструктора, Главным конструктором, зам. Генерального конструктора. Генеральный конструктор (1973-2001) — ответственный руководитель предприятия ОКБ А.Н.Туполева (АНТК им.А.Н.Туполева) (1973-1992). В начале своей трудовой деятельности занимался усовершенствованием технологичности конструкции Ту-2. Принимал участие в модификации Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952). Внес большой вклад в выбор аэродинамической компоновки Ту-16, им предложена схема оригинальной компоновки мотогондол у фюзеляжа, что во многом определило успех Ту-16 и пассажирского Ту-104. Был одним из ведущих специалистов по аэродинамике Ту-95 и его модификаций. С 1957 года возглавил вновь созданное подразделение ОКБ «К» (комплексы) по созданию комплексов беспилотной авиационной техники. Он руководил проектированием опытного беспилотного самолета-снаряда Ту-121, дальнего серийного беспилотного разведчика Ту-123 «Ястреб» и его развития Ту-139 «Ястреб-2», оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 «Рейс» (1970) и Ту-141 «Стриж» (1973) и Ту-243, возглавлял исследования по темам ВКС первого поколения. За разработку беспилотного летательного аппарата Ту-123 удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (1967). Руководил работами по созданию аэросаней-амфибий А3 (1961). С начала 60-х годов возглавил весь цикл работ по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968). После назначения Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия осуществлял общее руководство по созданию боевых самолетов ОКБ и комплексов на их основе (Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-142М). Непосредственно руководил работами по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982). Лауреат Ленинской премии (1980) за участие в создании самолета Ту-154Б. Руководил созданием экспериментальных самолетов на альтернативных видах топлива (водород Ту-155 (1988) и СПГ Ту-156). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995). Кроме того, в сферу творческой деятельности А.А.Туполева входили проекты по тематике развития СПС (модернизация и диверсификация Ту-144, Ту-244, Ту-144ЛЛ, Ту-444). Особое место в деятельности академика А.А.Туполева заняли работы по развитию и сопровождению парка самолетов Ту-154 и Ту-134, а также создание семейства пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 (1989), Ту-214 (1996) и Ту-334 (1999). Лауреат премии А.Н.Туполева (2000) за участие в создании самолета Ту-204.Награжден золотой звездой Героя Социалистического Труда (1972), тремя орденами Ленина (1968, 1972, 1975), орденом Трудового Красного Знамени (1966), орденом «Знак Почёта» (1957), орден Болгарской Народной Республики I степени (1986), медалями. В течение многих лет он возглавлял общество советско-болгарской дружбы. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Андреев Владимир Александрович (1925.06.09-2008). Главный конструктор криогенной техники. Кандидат технических наук. Профессор. Лауреат премии Правительства РФ. Заслуженный изобретатель РСФСР. Родился в Москве. В 1948 окончил МАИ и начал работать в ОКБ А.Н.Туполева разработчиком методики использования кривых второго порядка в плазово-шаблонном методе (самолеты Ту-16, Ту-114). Начальник группы теплофизики по самолетам Ту-121, Ту-22М, Ту-144, Ту-160, Ту-155 и др. С 1988 заместитель главного конструктора, с 1991 главный конструктор. Руководил созданием наземного криогенного комплекса и первого в мире самолета на криогенном топливе Ту-155. Автор более 20 статей по плазово-шаблонной и криогенной тематике. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями. 20 июля 1997 за заслуги перед государством и большой вклад в разработку и создание самолета Ту-155 на криогенных топливах награжден орденом Почета. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Шенгардт Александр Сергеевич (1925.06.01-2020.09.04). Родился в Москве в семье служащих. Во время войны работал на оборонных предприятиях, награжден медалью за доблестный труд в великой отечественной войне 1941-1945». Окончил с отличием Московский авиационно-технологический институт по специальности инженер-технолог по самолетостроению (1948). В ОКБ А.Н.Туполева начал работать с февраля 1948 года. Прошел путь от инженера-конструктора III категории до главного конструктора МАП II категории (пр. №726/к от 02.08.1985). С 1975 года главный конструктор семейства самолетов Ту-154. Участвовал в создании гражданских лайнеров Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, боевых стратегических самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22. Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1957). Под его руководством на базе серийного самолета Ту-154 был создан грузовой вариант Ту-154С и, ставший самым массовым самолетом гражданской авиации СССР Ту-154Б. Проведенная им работа по созданию современной системы технического обслуживания парка Ту-154Б позволила существенно (на 25%) сократить эксплуатационные расходы. За эти работы А.С.Шенгардт стал лауреатом Ленинской премии (1980). Под его руководством был создан Ту-154М с двигателями Д-30КУ, технический уровень и экономические показатели которого позволили поставлять машину на экспорт и в «Аэрофлот». За заслуги в деле развития отечественной авиации А.С.Шенгардт был награжден орденом «Трудового Красного Знамени» (1989). Под его руководством были проведены уникальные работы по переоснащению самолетов Ту-154М для специальных целей. Ту-154М (б/н номер 1102) эксплуатировался в качестве носителя специального оборудования по программе контроля за вооружением «Открытое небо». Ту-154М ЛК-1 (б/н 85655) стал базой для предполетной подготовки космонавтов. В 1990-х по его инициативе были проведены совместные с германской фирмой «Даймлер Бенц Аэроспейс Эрбас» работы по созданию европейского проекта самолета-криоплана Ту-136, использующего нетрадиционные виды топлива: сжиженный водород или природный газ. А.С.Шенгардт стал автором трех авторских свидетельств и десяти патентов, написал десятки статей в авиационных журналах. За активное участие в разработках и созданию новейших образцов авиационной техники получил звание «Заслуженный конструктор России» (1997) и «Отличник воздушного транспорта» (2002). Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище.
