«Инженерная газета» № 6-7, 2015
Академик-секретарь секции «Авиакосмическая» РИА, генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Владимир Бабкин
13 марта 1991 года на Общем собрании Инженерной академии СССР было принято Решение о создании секции «Авиационная и космическая техника». Первым ее академиком-секретарем был избран выдающийся ученый, разработчик отечественной авиационно-космической техники, генеральный конструктор МТКК «Буран» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
В 1992 году секция была переименована в «Авиакосмическую». Включая академических советников и иностранных членов, сегодня в ней состоят 139 представителей авиационной и ракетно-космической отраслей России, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений авиационно-космического и ракетного профиля.
Деятельность секции направлена на реализацию таких задач, как:
— организация и координация исследований в области перспективных авиационно-космических транспортных систем, материалов и технологий, бортового оборудования, перспективных двигательных установок и топлив, аэродинамики и динамики полета, летных исследований, человеческого фактора в авиации и космонавтике и по другим направлениям, представляющим интерес для развития авиационной и ракетно-космической отрасли;
— внедрение передовых аэрокосмических технологий в другие отрасли;
— организация всероссийских и международных аэрокосмических конференций, семинаров, конгрессов и выставок;
— организация и поддержка профильных научно-технических изданий;
— развитие международного сотрудничества, обмен делегациями авиационной и ракетно-космической промышленности из различных стран.
Консультирование и научно-методическое сопровождение со стороны секции «Авиакосмическая» реализуется в отношении предприятий, являющихся ассоциированными коллективными членами Российской инженерной академии. Это – Научно-производственное объединение «Молния», Научно-производственное объединение «Техномаш», Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ).
Научно-исследовательская деятельность секции в основном связана с организацией исследований по перспективным направлениям создания многоразовых авиационно-космических транспортных систем, крылатых космических аппаратов и демонстраторов технологий, в которых будут реализованы преимущества как авиационной, так и ракетно-космической техники.
Исследования по системам, включающим в свой состав крылатые аэрокосмические аппараты, в разные годы проводились по контрактам с Федеральным космическим агентством России совместно с такими предприятиями и институтами, как НПО «Молния», ЦАГИ, ЦИАМ, ЦНИИмаш. Совместно с ЦНИИмаш и компанией CNES (Франция) секция «Авиакосмическая» участвовала в международных исследованиях по модификации ракеты-носителя «Ариан-5» с многоразовыми крылатыми ускорителями «Баргузин», возвращающимися к месту старта с использованием аэродинамических несущих свойств.
По инициативе секции были проведены исследования по технико-экономическому прогнозу развития космической деятельности в начале XXI века, новым задачам, решаемым в космосе с помощью авиационно-космических транспортных систем, включая орбитальные производства, дистанционное зондирование Земли. Решались и задачи по сравнительному анализу различных проектов авиационно-космических транспортных систем горизонтального и вертикального старта.
Организации, входящие в состав секции «Авиакосмическая» в качестве ассоциированных коллективных членов, выполняют значительный объем работ по внедрению передовых авиационных и аэрокосмических технологий в другие отрасли экономики.
Так, например, Государственный научный центр РФ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» проводит прогнозные исследования и совместно с НИИ и предприятиями отрасли выполняет разработку предложений по формированию стратегии и программам технологического развития авиадвигателестроения, дает технические рекомендации по новым двигателям, совершенствует методологию их разработки, улучшению характеристик эксплуатируемых двигателей. Здесь работает большая группа видных ученых – руководителей научных школ, труды которых широко известны в нашей стране и за рубежом.
ЦИАМ является головным химмотологическим центром авиационной промышленности по формированию технических требований, научно-техническому сопровождению производства и внедрения, рациональному применению и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов. Общепризнан вклад Института в решение проблем создания гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Высокий уровень исследований в этом направлении обеспечивается созданной в Институте уникальной научно-методической и экспериментальной базой: комплексы математического моделирования, наземные стенды для испытаний. В НИЦ ЦИАМ создан и введен в эксплуатацию крупнейший в Европе стенд для испытаний демонстрационных двигателей для скорости полёта Мmax = 6, на котором проведены испытания интегрированных с летательным аппаратом крупномасштабных моделей ГПВРД и впервые для такой системы «двигатель – ГЛА» получена эффективная тяга.
Международное признание получили ведущиеся в ЦИАМ работы по исследованию неравновесных процессов образования экологически опасных компонентов при горении углеводородных топлив, а также аэрозольных частиц в выхлопных струях энергоустановок и реактивных двигателей и их влиянию на атмосферные процессы. Широкое признание у научной общественности и специалистов промышленности получили работы в области динамики и прочности, неоднократно отмеченные научными премиями и Почетными дипломами Международных Симпозиумов. Большой объём пионерских работ был выполнен по механике композиционных материалов.
С целью решения задач импортозамещения в области авиационного двигателестроения в Институте проводятся комплексные исследования, учитывающие анализ рисков военной, военно-технической и социально-экономической безопасности страны, сформулирован ряд рекомендаций, которые представлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В течение 20 лет секция «Авиакосмическая» издает научно-технический журнал «Авиакосмическая техника и технология».
Организовано издание ряда монографий и учебных пособий. В частности, выпущен Сборник научных статей «Авиационно-космические транспортный системы», учебное пособие «Применение наукоёмких технологий в авиакосмической технике» и много других книг. Регулярно издаются труды аэрокосмических конференций и конгрессов, проводимых секцией, включая сборники тезисов и многотомные сборники с полными текстами докладов.
Эти сборники, как правило, издаются на русском и английском языках.
Секция «Авиакосмическая» РИА организует визиты зарубежных делегаций для ознакомления с деятельностью и налаживанию сотрудничества с ведущими предприятиями отечественного аэрокосмического профиля. Первый визит был организован совместно с Королевской инженерной академией Швеции еще в 1992 году. Делегация представителей аэрокосмической промышленности Швеции во главе с профессором Фредриксоном посетила ряд ведущих институтов и предприятий России – ЦИАМ, ЦАГИ, Центр подготовки космонавтов, ЦСКБ «Прогресс». Позже делегация от аэрокосмической промышленности России посетила шведские предприятия.
Были также организованы визиты делегаций Китая, Болгарии, Германии и других стран. Секция обладает возможностями по организации на взаимовыгодных условиях научных и проектных исследований по заказам зарубежных организаций. К этим исследованиям могут привлекаться специалисты из различных институтов и промышленных предприятий России.
Секция «Авиакосмическая» активно участвует в организации и проведении аэрокосмических конференций и конгрессов. Первая Международная авиационно-космическая конференция была проведена секцией еще в 1992 году в поселке Менделеево Московской области. Начиная с 1994 года, с периодичностью один раз в три года, в Москве проводится Международный аэрокосмический конгресс (IAC – International Aerospace Congress). Сейчас идет подготовка к конгрессу IAC’2015.
Представители секции принимают активное участие в международных аэрокосмических конференциях и конгрессах проводимых как в России, так и за рубежом. Особенно стоит отметить участие членов секции в подготовке и проведении 29-го Международного конгресса по авиационным наукам — ICAS 2014 (International Council of Aeronautical Sciences) в Санкт-Петербурге и на международном Авиационно-космическом салоне «МАКС», который традиционно проводится в городе авиационной науки и техники — Жуковском, на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова.
В настоящее время члены секции «Авиакосмическая» участвуют в подготовке к Конгрессу ICAS’2016, который будет проходить в Корее в сентябре 2016 года и подготовке к «МАКС-2015», который состоится в августе текущего года. Своей деятельностью секция «Авиакосмическая» Российской инженерной академии в целом и ее члены вносят значительный вклад в развитие авиакосмической науки и техники Российской Федерации.